Проповедь в праздник Преображения Господня. 19 августа.

Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Этот праздник, который Святые Отцы называют праздником Божественного Света, раскрывает нам, как, каким путем мы входим в Свет, и что бывает, когда мы не стремимся ходить в нем.

Незадолго до Преображения Христос спрашивает Своих учеников: за кого  Меня почитаете?  И Петр от лица всех отвечает: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16, 15-16). Вот что первое нужно для того, чтобы наша жизнь проходила в Свете, а не во мраке: нужна твердая, ясная вера в Христа. Не просто вера в Бога, не просто вера в Высший Разум, не вера в какую-то отвлеченную духовность, частным случаем которой будто бы является каждая религия, не просто вера в некую Высшую Силу, которая помогает нам в наших житейских делах в минуту жизни трудную. Нужна вера в Христа как в Господа и Спасителя – в Того, Кому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), Кто нас спас и продолжает спасать, и может воскресить нас, духовно мертвых, если мы сами приложим усилия к тому,  чтобы ожить. 

 

И далее Христос говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто душу свою хочет сберечь, тот ее потеряет, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 9, 34-35). Это – второе условие: в нас должна быть решимость идти вслед за Христом в любых обстоятельствах, во что бы нам это ни стало.

 

И дальше Христос берет троих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и возводит их на высокую гору. В Евангелии не сказано прямо: «На гору Фавор», — мы с вами знаем об этом из Предания, — но сказано, что гора была высокая. Подниматься в гору всегда тяжело, — то ли дело идти по ровной дороге, а еще легче катиться вниз. Но Христос их возводит на гору. Мне не приходилось бывать на Святой Земле, но, судя по фотографиям, Фавор — действительно большая, высокая гора, но при этом – достаточно пологая; не надо никуда карабкаться, то есть идти туда – не выше сил человеческих, но подниматься на нее нужно долго. Между прочим, мы с вами поем в день Рождества Христова – и Тебе ведети с высоты востока – а «восток» по церковнославянски значит «восхождение». И в другом Богослужебном тексте о Христе говорится — Восток имя Ему. Нет никакого христианства там, где нет восхождения, долгого пути в гору. Кто со Мною не собирает, — говорит Господь, — тот расточает. Царство Божие берется силою, и употребляющие усилие входят в него.

 

И вот они поднялись, и видят, что вид Христа изменился: Лицо Его просияло, как солнце, и одежды сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2). Они увидели своими телесными очами, насколько они могли это вместить, то, что мы называем благодатью, — ту силу Божию, которая пронизывала Христа – Бога, Ставшего Человеком, — которой Господь и совершает все дела Свои, и Которую Он готов и хочет дать нам, когда мы будем готовы к этому. Рядом с Ним Моисей и Илия, — два великих ветхозаветных праведника, которые показывают, что все это – не какая-то новая духовность, не какое-то неожиданное откровение, а то, чего ждали все ветхозаветные праведники, — что увиденное ими согласно со всем, что говорил и делал Господь раньше, и служит исполнением его. И осеняет их светлое облако, и слышен голос из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение;  Его слушайте (Мф. 17, 5). А что значит Его слушайте? Апостолам так было хорошо, что они и себя отверглись, и про все, что у них было, забыли, и говорят: Господи!  хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии, – и будем здесь всегда. Представляете – на горе: ни есть нечего, ни воды нет, и они об этом не вспомнили – так им было радостно. Но слово Христово, которое они должны были слушать, призывало их не блаженствовать с Ним на горе, а взять свой крест и идти вслед за Ним.

 

И вот, они спускаются с этой горы, и первое, что они видят, это бесовское царство, тоже пришедшее в силе. Как говорил Христос – есть некоторые…, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе – Он это о Преображении говорил; вот они его и увидели. И теперь они видят бесовское царство, — они видят бесноватого юношу, которого бес бросает то в огонь, то в воду, видят толпу, собравшуюся посмотреть на него, других учеников, не сумевших ничего сделать, и растерянного отца, который говорит: Твои ученики не могли…, но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 18-22). Они увидели, как бесовская сила действует в нас,  когда мы не идем к Свету.

 

И этот праздник нам показывает, каким образом мы можем сделать так, чтобы Преображение Господне стало нашим с вами преображением. Повторю еще раз: не произойдет с нами никакого преображения, если не будет в нас твердой, ясной веры в Христа как в Спасителя нашего. Мы никогда не изменимся к лучшему, если не будем готовы нести некоторые неудобства ради того, чтобы быть верными Христу. И не будет с нами ничего нового, не будет в нашей жизни Света, а только серость и мрак, если не будем никаких усилий прикладывать для того, чтобы вслед за Христом идти. Каждый день, каждый час, в каждом своем шаге, как бывает с человеком, который идет в гору.

 

Если кто хочет идти за Мною, — говорит Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *