Проповедь в Неделю пред Богоявлением.

Неделя пред Богоявлением

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прежде, чем Христос явился на Иордане, как  Един от Троицы, люди должны были сами сделать для своего спасения все, что могли.

Не случайно апостол и евангелист Марк называет началом  Евангелия проповедь Иоанна Крестителя: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Не может быть спасения там, где мы  свою внутреннюю кривизну любим больше, чем Бога. Святой Иоанн Креститель и был послан, чтобы собрать вокруг себя всех, кто осознал свою непригодность для Царствия Божьего, — и привести их к Христу. В Евангелии говорится, что явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Это крещение не было Таинством, – оно только было видимым знаком того, что крестившиеся от Иоанна осознали свою греховность вообще и каждый грех, в котором каялись – в частности, и что они готовы принять очищение от Бога, которое вскоре явится.

Сам Иоанн Креститель явил нам яркий образ покаяния и своей жизнью, и самим своим видом. Он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Одежда из верблюжьего волоса – одежда жесткая и колючая, в ней некомфортно; так себя чувствуют те, кто видят, в чем уклонились от Бога. Пояс кожаный – это знак собранности, готовности к действиям; не может каяться тот, кто сидит, сложа руки. Есть разные мнения о том, что такое акриды, но в любом случае это пища простая и непритязательная, и она напоминает нам, что тот, кто кается, умеет довольствоваться для жизни необходимым. И, наконец, дикий мед – он, говорят, такой же сладкий, как и обычный мед. Дикий мед, который был пищей Иоанна Крестителя, означает, что жизнь человека кающегося имеет в себе утешений не меньше, чем у того, кто живет без покаяния и ищет только, чем себя ублажить.

Но покаяние – это Таинство, одних наших сил здесь недостаточно. Если мы только копаемся сами в себе, а на Бога не уповаем – это не покаяние. Если мы не верим, что возможно прощение, и приходим в отчаяние от своих грехов – это не покаяние. И если мы грехи свои знаем, но продолжаем любить их больше, чем Бога – это тоже не покаяние. И потому Иоанн Креститель указывал всем на Христа, о Котором знал, что Он придет, и проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крещу вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Это и есть цель нашей духовной жизни – принести Богу наши усилия и получить прощение, исцеление и укрепление наших душ от  Духа Святого. Никакое дело нельзя сделать добротно, если мы не видим перед собой цели. Невозможно и искренне каяться, если мы не стремимся к Богу и не верим в Христа.

          Вся проповедь Иоанна Крестителя заключалась в словах: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Этими же словами начал чуть позже Свое служение и Сам Спаситель. Что сказано тем людям, то сказано нам — и будем каяться. Найдем силы и время, чтобы вспомнить свои грехи – все то, в чем мы разошлись с Волей Божией. Найдем в себе мужество, чтобы осудить себя в этом, а не оправдывать. И, не вдаваясь в тонкое их исследование, ввергнем их в бездну милосердия Божьего через Таинство Исповеди, а затем сделаем все, чтобы больше не совершать их.

          Не может быть никакой духовной жизни, никакого общения с Богом, никакой внутренней чистоты там, где нет покаяния, – все это будет иллюзией. Христос явился на Иордане среди тех, кто пришел туда каяться, – кто уже приготовил Ему путь и прямыми сделал стези Ему. Дадим и мы Ему через покаяние место, чтобы действовать в нас. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *